Что нужно делать при ДТП

Когда можно производить эвакуацию автомобиля с места происшествия?

Эвакуацию автомобиля с места происшествия произво­дите только после документального оформления факта ДТП представителями ГИБДД и получения от них соответствую­щего разрешения.

Что нужно делать, если вы увидели аварию?

Если вы — не участник аварии, но первый, увидевший ее, остановитесь, убрав свою машину с проезжей части.

Проверьте, есть ли пострадавшие.

Поручите следующему проезжающему вызвать «Скорую помощь» и ГИБДД.

Организуйте ограждение места происшествия, проверь­те, не вытекает ли бензин. Выключите зажигание в разбитой машине. Не курите.

Помогите тем пострадавшим, которые не могут ходить и говорить.

Не перемещайте пострадавших, если нет угрозы пожара или другой опасности. Перемещение может навредить.

Проезжая мимо места аварии, где уже работают спасате­ли, не замедляйте ход и не останавливайтесь посмотреть — можете вызвать другую аварию. Проезжайте, внимательно наблюдая за людьми на дороге.

Что можно посоветовать водителям в типичных ситуациях ДТП?

Ниже приводятся несколько типичных ситуаций ДТП и рекомендации водителям.

Простая ситуация

Наезд автомобиля ГАЗ-31029 на остановившуюся авто­машину ВАЗ-2101. Вина очевидна, водитель а/м ГАЗ невер­но выбрал скорость или не соблюдал безопасной дистанции. Но стоит водителю автомобиля ГАЗ слукавить, заявив, что «Жигули» двигались задним ходом, как все переворачивает­ся с ног на голову. Законопослушному водителю расстраи­ваться не надо, достаточно сохранить место происшествия, следы столкновения, ни в коем случае не убирать автомо­биль и вызвать ГИБДД. Наличие следов торможения любой из автомашин, расположение осколков стекол, осыпавшей­ся грязи и степень механических повреждений позволят ус­тановить виновного водителя. В свою очередь, если постра­давший водитель все-таки умудрился сдвинуть свою автомашину в сторону, позволил проезжающему транспорту закатать следы столкновения, определить вину будет невоз­можно.

Лобовое столкновение

Очевидный факт: кто выехал на встречную полосу, тот виновен в происшествии. Остается сохранить место столк­новения и дождаться приезда ГИБДД. Для выяснения воп­роса: кто заехал на встречную полосу? — требуется замерить ширину проезжей части. Вместе с сотрудниками ГИБДД примите самое активное участие в проведении замеров. Де­сять сантиметров могут решить вопрос о виновности той или иной стороны. Прямо на месте ДТП составляется чер­новик схемы с указанием всех расстояний на проезжей час­ти. Внимательно ознакомьтесь с черновиком, второй воз­можности перемерить дорогу у вас не будет. Бывают случаи, когда водитель не выезжал на встречную полосу, но по не­внимательности подписал схему, где его автомашина изоб­ражена на встречной полосе. В таких случаях можно ска­зать, что водитель не глядя подписал себе приговор и ни свидетели, ни повторный выезд на место аварии не помогут. Да и что замерять на дороге, с которой давно убрали автома­шины? Что скажут свидетели, когда сам водитель замерял расстояние до места столкновения, подписал схему, а теперь идет на попятную?

Маневрирование

Водитель автомобиля «Газель», двигаясь по дороге с двусторонним движением, имеющим четыре полосы, наме­ревается повернуть налево в дворовый проезд. Он забла­говременно занял крайнее левое положение на проезжей части, включил указатель поворота и приступил к выпол­нению маневра. В это время в попутном направлении по встречной полосе с явным превышением скорости следова­ла автомашина «Москвич». Происходит столкновение. Оба водителя виновны. Водитель «Газели» виновен в столкно­вении, в ДТП, так как именно он согласно п. 8.1 Правил дорожного движения обязан обеспечить полную безопас­ность своего маневра. Водитель «Москвича» безусловно тоже нарушил Правила дорожного движения, за что был наказан административным штрафом, но его нарушения не находятся в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием. Иными словами, причиной столкновения послужило маневрирование, а не движение в прямом на­правлении, пусть и по встречной полосе с превышением допустимой скорости.

Недопонимание водителями, что не все нарушения Пра­вил дорожного движения являются причиной столкновения, приводят к большому разочарованию и денежным потерям.

Еще один пример. На неравнозначном перекрестке про­изошло столкновение двух автомобилей. Один из водителей, тот, кто ехал по главной дороге, был пьян. Второй же води­тель был абсолютно трезв, правда, выехал с второстепенной дороги. Кто же из них прав? В данном дорожно-транспорт­ном происшествии виновен трезвый водитель, так как он не уступил дорогу. Вины же пьяного водителя в ДТП нет. В ре­зультате трезвый водитель будет восстанавливать обе маши­ны, а второго (пьяного) накажут только за управление в не­трезвом состоянии.

Проезд перекрестков

Зачастую при столкновениях на перекрестках водителям тяжело доказать, кто выехал на зеленый сигнал светофора. Смена сигнала — дело нескольких секунд. Но именно горя­щий сигнал светофора позволит установить вину. В этой си­туации ваше спасение в свидетелях. Только они смогут под­твердить, кто из водителей выехал на зеленый свет. Раз уж вам довелось стать участником столкновения на регулируе­мом перекрестке, то бросайте все, спешите записывать сви­детелей. Если нет добровольцев, запишите номера и марки соседних автомобилей.

Не отпускайте пассажиров своей автомашины, пока не запишете их фамилии и адреса. Не забывайте про субъек­тивный момент.

Желательно, чтобы вы первый добрались до телефона и вызвали ГИБДД. Этот факт имеет психологическое значе­ние, так как служит подтверждением вашей уверенности в своей правоте. Во-вторых, вы лишаете другого водителя по­вода дойти до телефона, а значит, он не сможет вызвать на место аварии своих знакомых и представить их в роли сви­детелей.

Существуют такие варианты столкновений на перекрест­ках, когда Правилами как бы предопределен исход дела. Речь идет о столкновении, где один водитель заканчивает

 

проезд перекрестка, а второй только начинает движение в поперечном направлении. В лучшем положении всегда на­ходится водитель, заканчивающий проезд перекрестка. Ему достаточно доказать, что он проехал стойку светофора на разрешающий зеленый, а в ряде случаев и желтый сигнал светофора. Водителю, начинающему движение, мало ска­зать, что выехал на зеленый свет. Потребуется доказать, что вторая автомашина выехала на перекресток, когда горел красный свет. Доказать подобный факт очень сложно, пото­му велика вероятность в конечном итоге оказаться винов­ным. Принципиальное значение будет иметь расстояние, пройденное обоими автомобилями, и скорость движения от стойки светофора до места столкновения.

Наезд на пешехода

Дорога — рабочее место водителя. Движение пешеходов по проезжей части Правилами дорожного движения запре­щено, допускается пересекать проезжую часть строго в уста­новленных местах и под прямым углом к краю тротуара. В остальных случаях пешеход сам обеспечивает безопас­ность своего перехода. В то же время пешеходы, полностью пренебрегая личной безопасностью, выходят на проезжую часть в самых неподходящих местах. При этом они стано­вятся нарушителями Правил и, попадая под автомашину, сами виновны в происшедшем.

Несмотря на явную вину пешеходов при совершении ДТП всегда рассматривается вопрос, не нарушал ли води­тель Правил. Своевременно ли затормозил, то есть выпол­нил три требования п. 10.1 Правил дорожного движения. В абсолютном большинстве случаев пешеходы так внезапно появляются на проезжей части, что не дают водителю ника­кой возможности избежать наезда. И только когда водитель прозевал момент выхода пешехода на дорогу и не успел вов­ремя нажать на тормоза, наступает ответственность вплоть до возбуждения уголовного дела.

Как правило, пешеходы по своей невнимательности по­падают под колеса, водители же оставляют свой телефон, называют имя и со спокойной совестью уезжают. Не чув­ствуя за собой никакой вины и не предвидя проблем, води­тель вскоре забывает о случившемся. Вместе с тем постра­давший первые часы находится в шоковом состоянии и не понимает, что требуется медицинская помощь. На практике встречались случаи, когда люди со сломанными ногами са­мостоятельно доходили до дома. В итоге пострадавший об­ращается в больницу, а врачи, действуя по инструкции, со­общают о происшествии в Госинспекцию. Водитель выступает в роли злодея, уехавшего с места происшествия и не сообщившего в ГИБДД, что рассматривается как серьез­ное правонарушение, за которое судья может лишить права управления до трех лет, назначить исправительные работы, вынести внушительный штраф (ст. 165 КоАП РФ).

Чтобы не стать без вины виноватым, выясните на месте ДТП, имеет ли к вам пешеход какие-либо претензии, возьмите расписку, а если все-таки отвезли его домой, то поспешите сообщить о происшествии в Госинспекцию.

Где в Барнауле воспользоваться услугами автоэлектрика