Как правильно оформить ДТП

оформление дтп барнаул

Оформление ДТП

Кто должен приехать на место ДТП?

В состав оперативной группы, выезжающей на место се­рьезного ДТП, должны входить сотрудники ГИБДД, следо­ватель УВД, если пострадали люди или причинен большой материальный ущерб, эксперт оперативно-технического ап­парата, судебно-медицинский эксперт или врач, когда име­ются погибшие, сотрудник уголовного розыска, если води­тель скрылся с места ДТП.

Однако часто первичное расследование ДТП и оформле­ние первичной документации возлагают на дежурного по подразделению или инспектора дорожно-патрульной служ­бы ГИБДД, прибывшего на место ДТП. Нередко этим огра-

ничиваются и в сложных случаях — именно отсюда берут начало ошибки следствия и несправедливые судебные при­говоры.

Как правильно документируется ДТП?

Водители должны хорошо знать порядок документиро­вания происшествий, чтобы с самого начала отстаивать свои права.

Составление первичной документации преследует цель зафиксировать все данные, относящиеся к происшествию, поэтому и водители, и другие участники происшествия обя­заны оказывать всяческое содействие в его оформлении. Со­став первичной документации включает:

  1. Протокол осмотра места ДТП.
  2. Схему ДТП.
  3. Протокол осмотра и проверка технического состояния транспортного средства.
  4. Справку по ДТП.
  5. Объяснения участников происшествия и свидетелей.
  6. Вещественные доказательства.
  7. Протокол контроля трезвости водителей.

Какие документы понадобятся для производства всех видов расследований и для судебной авто-технической экспертизы?

Ниже приведен перечень документов, необходимых для производства всех видов расследований и для судебной ав- тотехнической экспертизы. Участникам происшествий не­обходимо позаботиться об их подготовке соответствующими службами, так как неполный набор документов может пре­пятствовать вынесению объективного решения суда:

  1. Вышеперечисленные первичные документы.
  2. Протокол освидетельствования с использованием ин­дикаторной трубки «контроль трезвости» или других пред­назначенных для этих целей технических средств.
  3. Постановление следователя или определение суда о назначении экспертизы — в случае возбуждения дела.
  4. Объекты, подлежащие исследованию — транспортное средство или его части, другие вещественные доказатель­ства.
  5. Протокол следственного эксперимента, если он про­водился.
  6. Справка метеослужбы о состоянии погоды в период расследуемого ДТП (при необходимости).
  7. Справка о профиле дороги и состоянии дорожного по­крытия в зоне ДТП (при необходимости).
  8. Сведения о продолжительности работы фаз светофо­ров (при необходимости).
  9. Протоколы допросов свидетелей.
  10. Сведения об участниках и свидетелях ДТП.
  11. Удостоверения на право управления транспортом со­ответствующей категории.
  12. Медицинские справки на право управления авто­транспортом.
  13. Краткая доврачебная оценка состояния здоровья уча­стников ДТП и пострадавших.

Каким образом записываются объяснения участ­ников ДТП или свидетелей?

Объяснения участников ДТП или свидетелей могут за­писываться или непосредственно участниками и свидетеля­ми происшествия, или с их слов представителем ГИБДД. Непосредственным участникам происшествия лучше писать объяснения лично, но не сразу после происшествия, а после большого перерыва, чтобы прошел шок и можно было обду­мать происшедшее без эмоций. Полнота информации в объяснениях свидетелей или участников происшествия слу­жит основанием для проведения правильной экспертизы, поэтому никаких ограничений к ним по объему и по содер­жанию не делается.

Что должен содержать в себе протокол осмотра места происшествия?

Протокол осмотра места происшествия состоит из трех частей: вводной, описательной и заключительной.

Во вводной части указываются:

  • дата проведения осмотра;
  • повод для проведения осмотра;
  • точное время начала и окончания осмотра в часах и минутах;
  • звание, фамилия, имя и отчество лица, проводившего осмотр;
  • фамилии, имена и отчества участников ДТП и их ад­реса;
  • фамилии, имена и отчества свидетелей ДТП с указа­нием их адресов и телефонов;
  • фамилии, имена и отчества и адреса понятых;
  • местонахождение медицинского учреждения, в кото­рое были направлены участники ДТП на освидетель­ствование на состояние опьянения;
  • местонахождение клинической больницы, в которую был направлен пострадавший.

В описательной части указываются:

  • точное место происшествия с привязкой к несменяе­мым ориентирам;
  • погодные условия проведения осмотра;
  • состояние наружного освещения, видимость и обзор­ность;
  • состояние дорожного полотна (выбоины, рытвины, протяженность прямолинейного участка, радиус зак­ругления, уклон);
  • все близко расположенные объекты, имеющие значе­ние для выяснения обстоятельств;
  • пешеходные переходы, в том числе и подземные;
  • расположение светофоров;
  • наличие дорожных знаков и указателей;
  • тип, марки и номера автомобилей, участвовавших в ДТП;
  • характер полученных автомобилями повреждений;
  • фиксация и привязка по месту следов торможения;
  • фиксация положения трупа перед отправлением в морг;
  • сведения об изменении дорожной обстановки (как изменена, кем и по каким причинам);
  • фиксация измененного положения автомобилей.

В заключительной части указываются:

  • сведения об изъятых с места ДТП следах и предметах с точной фиксацией их положения до изъятия;
  • сведения о примененных технических средствах (мар­ки фотоаппарата и фотопленки, выдержка, расстоя­ние до фотографируемого объекта);
  • заявления и замечания, поступившие в ходе составле­ния протокола от участников ДТП, свидетелей, поня­тых и экспертов;
  • особое мнение виновника ДТП;
  • сведения об отказе в подписании протокола одним из участников ДТП и мотивы отказа;
  • подписи всех участвующих в составлении протокола лиц;
  • сведения о составлении схемы ДТП и ее приложение к протоколу.

 Как составляется схема ДТП?

Схема ДТП составляется инспектором ГИБДД по воз­можности точнее с использованием измерительных инстру­ментов, на основании данных осмотра места происшествия, показаний его очевидцев и участников. На схеме наносится положение автомобилей, объектов соударения, окружающей обстановки, протяженности и направления тормозного пути. Схема должна обеспечить качественную экспертизу и

правильное воспроизведение ситуации ДТП при следствен­ном эксперименте.

Схема фиксирует координаты транспортных средств и пешеходов после происшествия и их примерное положение перед происшествием, а также траекторию движения. Для точного представления о размерах объектов и расстояний схема должна быть выполнена в масштабе. Графическое изображение необходимо сопроводить пояснениями о кли­матических условиях, состоянии уличного освещения и ви­димости дороги.

Особое внимание уделяют положению предметов, огра­ничивающих обзорность дороги с места водителя: домов, деревьев, стоящих транспортных средств. Точно опреде­лить расположение транспортного средства на проезжей части при экспертизе можно только в том случае, если его изображение на схеме «привязано» к постоянным непод­вижным ориентирам: километровому указателю, зданию; столбу, дереву.

Водителю следует помнить, что схема не всегда объек­тивно отражает обстоятельства ДТП. Одна из причин — на месте происшествия обычно составляют лишь эскиз схемы, а оформляют ее окончательно на посту ГИБДД, иногда зна­чительно позже, причем ряд деталей восстанавливают по па­мяти. Другая причина — на схеме предметы изображают в плане, в то время как участники и свидетели ДТП видели их каждый в своем ракурсе и их восприятие различно. Эти при­чины приводят к ошибкам в схеме и к неверным выводам эксперта.

вызвать ремонт авто на дороге