Как выбираются ориентиры на месте ДТП?
В каждом конкретном случае могут быть выбраны свои ориентиры на месте ДТП: бордюр, столб и т.п. и характерные точки на транспортном средстве: ступицы колес, буксирный крюк и т.п.
Если кромка проезжей части из-за износа покрытия или снега четко не просматривается или отсутствует (на грунто-
вых дорогах), то перед замерами на местности проводят базовую линию.
За чем нужно проследить при составлении схемы ДТП инспектором?
Проследите, чтобы при составлении схемы ДТП инспектором ДПС на ней, кроме точного места и времени столкновения, были отражены:
- дорожные знаки в зоне ДТП;
- светофоры;
- дорожная разметка;
- следы торможения, скольжения;
- места расположения осколков стекол и деталей автомобиля, оставшихся от контакта с другим транспортным средством, а также привязка к стационарным объектам, а не к линиям дорожной разметки.
Вы вправе делать свои замечания, указывать на важные, с вашей точки зрения, обстоятельства и требовать их занесения в документы. Все графы и разделы в первичных документах должны быть заполнены.
По возможности получите на схеме подписи участников ДТП и свидетелей.
Надо ли ставить свою подпись в протоколе и под схемой ДТП?
От подписи в протоколе и под схемой ДТП, даже если вы не согласны с их содержанием, не отказывайтесь. Изложите в них свои замечания, в графе протокола «Объяснения нарушителя» напишите: «ПДД не нарушал» и подпишите.
Что необходимо делать при несогласии с записями инспектора в протоколе или на схеме?
При несогласии с записями инспектора в протоколе или на схеме необходимо изложить в протоколе свои замечания, объясняющие, что конкретно вас не устраивает в трактовке
событий инспектором. В своих замечаниях в обязательном порядке нужно отметить следующие факторы:
- состояние дорожного покрытия;
- наличие и состояние технических средств организации дорожного движения (светофоры, дорожные знаки, линии разметки), место и высоту их расположения;
- место столкновения (наезда);
- наличие грязи, снега, луж (по возможности с размерами);
- наличие следов тормозного пути, а также предметов или фрагментов частей автомобиля, лежащих на месте ДТП;
- наличие уклона дороги;
- наличие дефектов дорожного покрытия, их параметры (высота или глубина, ширина, длина). Если размеры дефекта дорожного покрытия, ставшего причиной ДТП, превышают указанные, то ответственность за ДТП может быть возложена на дорожную службу.
При необходимости следует настоять на определении видимости на дороге и препятствий на ней, а также на проведении контрольного торможения транспортного средства.
Можно ли, уже покинув место ДТП, представить в ГИБДД новое, более подробное объяснение обстоятельств?
Если, покинув место ДТП, вы будете неудовлетворены своими действиями, можно представить в ГИБДД новое, более подробное объяснение обстоятельств. Этим правом вы обладаете до вынесения постановления по делу.
Как составляется справка по ДТП?
Справка по ДТП составляется инспектором ГИБДД, осматривавшим место происшествия, на основании данных, полученных в процессе осмотра, предварительного опроса очевидцев, участников и постарадавших. Инспекторы ГИБДД в справке нередко навязывают свою субъектив-
ную оценку действий участников происшествия. Объективную оценку можно получить только после тщательного расследования, а порой после автотехнической экспертизы. Справка должна включать лишь объективные обстоятельства происшествия, сведения о месте и времени происшествия, краткое его описание с указанием адресов пострадавших и лечебного учреждения, куда они направлены, информацию об автомобилях, участвовавших в ДТП, и их водителях.
Справка содержит сведения, относящиеся не только к моменту осмотра места происшествия, но и к моменту события. Показания свидетелей и обвиняемых иногда учитываются, однако к использованию этих материалов следует относиться с крайней осторожностью ввиду возможной их недостоверности, преднамеренной или непреднамеренной, и встречающихся противоречий.
Все противоречия в показаниях должны быть устранены в ходе предварительного или судебного следствия. Окончательный вариант указывают в постановлении о проведении экспертизы. Если, например, водитель и пешеход настаивают на разных величинах скорости машины, то эксперт должен исследовать обе версии и дать заключение по каждой. Например: «При скорости 35 км в час водитель имел техническую возможность предотвратить наезд. При скорости 50 км в час он такой возможности не имел». Суд принимает решение, учитывая заключение эксперта и другие обстоятельства.
Как происходит сбор вещественных доказательств?
В интересах участников ДТП не ограничивать зону поиска вещественных доказательств происшествия важно своевременное обнаружение следов, которые могут быть оставлены за пределами места происшествия, на придорожных объектах: они могут указывать на то, что происходило до того или иного этапа происшествия.
Оставленный на бордюре след может указывать на то, что водитель полностью или частично потерял управление намного раньше, чем произошло ДТП, и что наезд был вызван попыткой водителя выйти из аварийной ситуации. Обнаруженные следы и другие вещественные доказательства могут быть сопоставлены с повреждением транспортного средства и служить установлению объективных причин ДТП и выявлению виновных.
Участники ДТП должны проследить за сбором, правильной упаковкой и хранением добытых во время поиска вещественных доказательств, с тем чтобы по прошествии времени они не утратили своего значения.
Не всегда вещественные доказательства, собранные на месте ДТП, проясняют события во время происшествия, но они помогают следователю сформулировать ключевые вопросы при допросе свидетелей, а также подтвердить или опровергнуть иные показания, данные другими участниками ДТП. При отсутствии надежных свидетелей вещественные доказательства позволяют отсеять то, что не могло произойти, и ограничиться рассмотрением ряда более вероятных вариантов механизма ДТП. Фиксация вещественных доказательств заключается в правильности привязки, фотосъемки и последовательности описания в протоколе осмотра (обнаружения) их нахождения на месте происшествия.
Прохождение контроля опьянения
Управление автомобилем в состоянии опьянения относится к умышленным и злостным нарушениям правил дорожного движения, при тяжких последствиях оно квалифицируется как преступление против жизни и здоровья граждан, наравне с умышленным убийством или нанесением тяжких телесных повреждений. Поэтому на этой теме хотелось бы остановиться подробнее.
Если водитель попал в ДТП трезвым, в течение какого времени после ДТП ему нельзя принимать спиртного?
Попав трезвым в самое незначительное происшествие даже в качестве пострадавшего, не пейте спиртного и не принимайте психотропных лекарств в течение суток или более после него — милиция может потребовать обследования, и никакие оправдания в том, что пили или принимали после происшествия — не помогут: они недоказуемы, а анализы — это документ для следствия и суда.
Каким документом регулируется порядок медицинского освидетельствования?
Порядок медицинского освидетельствования регулируется Приказом Минздрава РФ от 14 июля 2003 года № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».