Оформление ДТП
Кто должен приехать на место ДТП?
В состав оперативной группы, выезжающей на место серьезного ДТП, должны входить сотрудники ГИБДД, следователь УВД, если пострадали люди или причинен большой материальный ущерб, эксперт оперативно-технического аппарата, судебно-медицинский эксперт или врач, когда имеются погибшие, сотрудник уголовного розыска, если водитель скрылся с места ДТП.
Однако часто первичное расследование ДТП и оформление первичной документации возлагают на дежурного по подразделению или инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД, прибывшего на место ДТП. Нередко этим огра-
ничиваются и в сложных случаях — именно отсюда берут начало ошибки следствия и несправедливые судебные приговоры.
Как правильно документируется ДТП?
Водители должны хорошо знать порядок документирования происшествий, чтобы с самого начала отстаивать свои права.
Составление первичной документации преследует цель зафиксировать все данные, относящиеся к происшествию, поэтому и водители, и другие участники происшествия обязаны оказывать всяческое содействие в его оформлении. Состав первичной документации включает:
- Протокол осмотра места ДТП.
- Схему ДТП.
- Протокол осмотра и проверка технического состояния транспортного средства.
- Справку по ДТП.
- Объяснения участников происшествия и свидетелей.
- Вещественные доказательства.
- Протокол контроля трезвости водителей.
Какие документы понадобятся для производства всех видов расследований и для судебной авто-технической экспертизы?
Ниже приведен перечень документов, необходимых для производства всех видов расследований и для судебной ав- тотехнической экспертизы. Участникам происшествий необходимо позаботиться об их подготовке соответствующими службами, так как неполный набор документов может препятствовать вынесению объективного решения суда:
- Вышеперечисленные первичные документы.
- Протокол освидетельствования с использованием индикаторной трубки «контроль трезвости» или других предназначенных для этих целей технических средств.
- Постановление следователя или определение суда о назначении экспертизы — в случае возбуждения дела.
- Объекты, подлежащие исследованию — транспортное средство или его части, другие вещественные доказательства.
- Протокол следственного эксперимента, если он проводился.
- Справка метеослужбы о состоянии погоды в период расследуемого ДТП (при необходимости).
- Справка о профиле дороги и состоянии дорожного покрытия в зоне ДТП (при необходимости).
- Сведения о продолжительности работы фаз светофоров (при необходимости).
- Протоколы допросов свидетелей.
- Сведения об участниках и свидетелях ДТП.
- Удостоверения на право управления транспортом соответствующей категории.
- Медицинские справки на право управления автотранспортом.
- Краткая доврачебная оценка состояния здоровья участников ДТП и пострадавших.
Каким образом записываются объяснения участников ДТП или свидетелей?
Объяснения участников ДТП или свидетелей могут записываться или непосредственно участниками и свидетелями происшествия, или с их слов представителем ГИБДД. Непосредственным участникам происшествия лучше писать объяснения лично, но не сразу после происшествия, а после большого перерыва, чтобы прошел шок и можно было обдумать происшедшее без эмоций. Полнота информации в объяснениях свидетелей или участников происшествия служит основанием для проведения правильной экспертизы, поэтому никаких ограничений к ним по объему и по содержанию не делается.
Что должен содержать в себе протокол осмотра места происшествия?
Протокол осмотра места происшествия состоит из трех частей: вводной, описательной и заключительной.
Во вводной части указываются:
- дата проведения осмотра;
- повод для проведения осмотра;
- точное время начала и окончания осмотра в часах и минутах;
- звание, фамилия, имя и отчество лица, проводившего осмотр;
- фамилии, имена и отчества участников ДТП и их адреса;
- фамилии, имена и отчества свидетелей ДТП с указанием их адресов и телефонов;
- фамилии, имена и отчества и адреса понятых;
- местонахождение медицинского учреждения, в которое были направлены участники ДТП на освидетельствование на состояние опьянения;
- местонахождение клинической больницы, в которую был направлен пострадавший.
В описательной части указываются:
- точное место происшествия с привязкой к несменяемым ориентирам;
- погодные условия проведения осмотра;
- состояние наружного освещения, видимость и обзорность;
- состояние дорожного полотна (выбоины, рытвины, протяженность прямолинейного участка, радиус закругления, уклон);
- все близко расположенные объекты, имеющие значение для выяснения обстоятельств;
- пешеходные переходы, в том числе и подземные;
- расположение светофоров;
- наличие дорожных знаков и указателей;
- тип, марки и номера автомобилей, участвовавших в ДТП;
- характер полученных автомобилями повреждений;
- фиксация и привязка по месту следов торможения;
- фиксация положения трупа перед отправлением в морг;
- сведения об изменении дорожной обстановки (как изменена, кем и по каким причинам);
- фиксация измененного положения автомобилей.
В заключительной части указываются:
- сведения об изъятых с места ДТП следах и предметах с точной фиксацией их положения до изъятия;
- сведения о примененных технических средствах (марки фотоаппарата и фотопленки, выдержка, расстояние до фотографируемого объекта);
- заявления и замечания, поступившие в ходе составления протокола от участников ДТП, свидетелей, понятых и экспертов;
- особое мнение виновника ДТП;
- сведения об отказе в подписании протокола одним из участников ДТП и мотивы отказа;
- подписи всех участвующих в составлении протокола лиц;
- сведения о составлении схемы ДТП и ее приложение к протоколу.
Как составляется схема ДТП?
Схема ДТП составляется инспектором ГИБДД по возможности точнее с использованием измерительных инструментов, на основании данных осмотра места происшествия, показаний его очевидцев и участников. На схеме наносится положение автомобилей, объектов соударения, окружающей обстановки, протяженности и направления тормозного пути. Схема должна обеспечить качественную экспертизу и
правильное воспроизведение ситуации ДТП при следственном эксперименте.
Схема фиксирует координаты транспортных средств и пешеходов после происшествия и их примерное положение перед происшествием, а также траекторию движения. Для точного представления о размерах объектов и расстояний схема должна быть выполнена в масштабе. Графическое изображение необходимо сопроводить пояснениями о климатических условиях, состоянии уличного освещения и видимости дороги.
Особое внимание уделяют положению предметов, ограничивающих обзорность дороги с места водителя: домов, деревьев, стоящих транспортных средств. Точно определить расположение транспортного средства на проезжей части при экспертизе можно только в том случае, если его изображение на схеме «привязано» к постоянным неподвижным ориентирам: километровому указателю, зданию; столбу, дереву.
Водителю следует помнить, что схема не всегда объективно отражает обстоятельства ДТП. Одна из причин — на месте происшествия обычно составляют лишь эскиз схемы, а оформляют ее окончательно на посту ГИБДД, иногда значительно позже, причем ряд деталей восстанавливают по памяти. Другая причина — на схеме предметы изображают в плане, в то время как участники и свидетели ДТП видели их каждый в своем ракурсе и их восприятие различно. Эти причины приводят к ошибкам в схеме и к неверным выводам эксперта.